InoModerator (inomoderator) wrote in inosmi_ru,
InoModerator
inomoderator
inosmi_ru

Categories:
Валерия Новодворская: Родине-Мачехе не устоять (The New Times, Россия)

Наш любимый цыганский табор — театр Дмитрия Крымова — поставил новый спектакль. У театра все еще нет дома, крыши, постоянной сцены и финансирования. Один голый талант и куча премий и званий: и из Авиньона, и из Лондона, и с Бродвея. Дима — цыганский барон, а студенты ГИТИСа, которые идут за своим режиссером, как шли евреи за Моисеем из рабства египетского в Страну обетованную, — его цыганята. Страна называется Искусство. Такие цыгане не крадут лошадей — они крадут наши души. Они гадают о судьбах России, и ей постоянно выпадает дама пик.
Цыгане — совсем не джаз-банд, не ватага весельчаков. Это понял еще Пушкин. «И под издранными шатрами живут мучительные сны». Наш избранный табор поставил спектакль о евреях. (Это понятно: в газовые камеры дети свободы и дети мудрости шли вместе.) И еще — об интеллигентах, о творцах, о Софье Власьевне — советской власти, о Родине-Мачехе, о Стене плача и о Шостаковиче. На его музыку. Называется все это Opus № 7. Не «Ленинградская симфония», как еще ее называют, нет! Пора сказать правду. Псалмы Давидовы — вот что Шостакович перенес в свои библейские аккорды.
В первом действии мы видим и слышим «Родословную», родословную человечества, произошедшего когда-то, в седой древности, из 12 колен Израилевых. Евреи были первыми интеллигентами планеты, они учили и лечили, копили знания и призревали бедных; они хранили память о допотопной цивилизации, пока другие народы, юные и неотесанные, убивали и грабили друг друга. Холокост начался очень давно, когда этих мудрецов с детской улыбкой сжигали на кострах средневековой Европы, когда их изгоняли из Испании, когда из синагог делали соборы. И вот — последняя, самая страшная страница: целая тачка маленьких детских башмачков, высыпанная на сцену на фоне эсэсовских сапог. Обувь еврейских детей, сожженных в печах концлагерей. «А наше местечко зовется Едвабна, Майданек, Дахау, Варшавское гетто» (Нателла Болтянская).
А в зале — ветер, ураган, и зрителей засыпает пеплом Холокоста. Пеплом и клочками бумаги с именами избранного и обреченного народа. А за Стеной плача на огромном экране вырисовывается силуэт нагого Иисуса с ранами от гвоздей, интеллигента, еврея, бездомного цыгана, первой жертвы Холокоста. Он был из рода Давидова, он посмел пойти против голиафов...
А Шостакович? Шостакович не был евреем по крови, но интеллигент — всегда еврей по духу. Рефлексия, чувства добрые, интеллект... На сцене появляется пятиметровая Дура: Родина-Мачеха, Софья Власьевна, воплощение злобы, пошлости и лжи. Актеры скользят по залу с портретами: Михоэлс, Ахматова, Маяковский, Бабель, Мейерхольд, Цветаева, а «Родина-Мать», напялив фуражку с синим околышем НКВД, расстреливает их в упор и гоняется за Шостаковичем, но все никак не может в него попасть, а он в ужасе бежит по сцене, падает, снова бежит...
Шостаковича догонят, превратят в куклу, заставят отречься от себя, но с искусством ничего не сделаешь. По залу покатятся рояли, стреляющие, взрывающиеся музыкой. Искусство — оружие интеллигенции, и от этого оружия нет защиты. Оно побеждает всегда, как интеллигент Давид силой духа победил силовика и громилу Голиафа. Русская интеллигенция, наследница евреев и цыган, сомневающаяся, сострадающая, взыскующая «грядущего града», не подведет. Крымов дает ей в руки оружие, и Родине-Мачехе не устоять.

Источник: Валерия Новодворская "Планета плача" (The New Times, Россия)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 118 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →