InoModerator (inomoderator) wrote in inosmi_ru,
InoModerator
inomoderator
inosmi_ru

Categories:
Евгений Киселев: Чисто криминальный канал ("The New Times", Россия)
Эх, давно мне не писалось так трудно, как сейчас, когда я вроде бы сам вызвался что-нибудь сочинить к полукруглой дате — 15-летию телекомпании НТВ, а потом вдруг задумался: про что говорить-то?!
Есть такой старый анекдот. Дело происходит в брежневское время, маразм крепчает, в один прекрасный день на Красной площади какой-то прохожий вдруг вытаскивает из-за пазухи пачку листовок и начинает их разбрасывать. На него, понятное дело, со всех сторон тут же набрасываются крепкие ребята в штатском, крутят руки, кто-то подхватывает крутящуюся в воздухе листовку — и удивляется искренне:
— Но тут же ничего не написано!
На что задержанный замечает:
— А чего писать-то?! И так все ясно!
Вот и мне сейчас кажется довольно бессмысленным рассказывать о том, что и так, помоему, давно очевидно:
— что когда «Газпром» отбирал НТВ у его основателя и прежнего владельца Владимира Гусинского, это был никакой не «конфликт хозяйствующих субъектов», а спецоперация по установлению контроля Кремля над одним из общенациональных телеканалов;
— что правы оказались те, кто предсказывал:
НТВ — это только начало, скоро в России почти не останется независимого телевидения;
— что нынешнее НТВ к прежнему, или, как часто говорят, «старому» НТВ никакого отношения не имеет — как любит грустно шутить один мой знакомый, есть только чучело НТВ, а внутри совсем другая начинка;
— что сегодня телевизионщики промеж собой называют его с легким пренебрежением «Криминал-ТВ».
Бизнес-максимум
Между прочим, их ирония напрасна, если вспомнить, что телевидение — это еще и бизнес. Так вот, если по бизнесу, то нынешние руководители НТВ на самом деле приняли верное решение: не топтаться на одной площадке с двумя другими большими каналами «широкого профиля» — Первым и «Россией», где конкуренция невероятно высока, а переформатировать канал, увести его в свободную нишу, сделать его в духе новейших веяний на телевизионном рынке каналом узкого профиля.
Поучительная история из недавнего прошлого. Несколько лет назад в Москве был выставлен на продажу один из дециметровых каналов. Его покупкой заинтересовался некий крупный российский бизнесмен — из тех, что в самой верхней части списка «Форбс». Олигарха сдерживало одно: он подходил к покупке как сугубо бизнес-проекту, который должен достаточно быстро дать финансовую отдачу, но никак не мог понять, как этого добиться, как сделать канал конкурентоспособным, какой продукт предложить зрителю. Один опытный телевизионщик дал олигарху циничный совет: на совершенно разных каналах одинаково хорошо работают, собирают большую долю аудитории всевозможные программы криминального содержания. Так почему не сделать чисто криминальный канал: фильмы и сериалы про наших ментов и их копов, побольше стрельбы, крови, погонь, трупов, «расчлененки », всяких документальных фильмов и передач про уголовный мир, про расследование громких преступлений, криминальные новости, ток-шоу на все эти темы — и народ за уши от вашего канала не оторвешь. Олигарх к совету отнесся скептически, сделка не состоялась, а идея была успешно реализована на НТВ, как бы ни раздражал кого-то новый облик канала идеологически и эстетически.
Это может нравиться или не нравиться, но факт остается фактом: еще недавно молодые журналисты НТВ старались подражать фирменным интонациям Леонида Парфенова, а теперь законодатель моды на канале — кричащий ведущий программы «Максимум».
Но вот что интересно: многие ли помнят, что в свое время именно из-под пера бывшего криминального хроникера Глеба Пьяных в газетах и журналах Издательского дома «Коммерсантъ» с завидной регулярностью выходили «заряженные» статьи против прежних владельцев и руководителей НТВ? При этом поговаривали, что Пьяных вел своего рода «спецпроект» и ни один из редакторов «Ъ» не мог на него повлиять.
Кстати, любопытно, что после разгрома «старого » НТВ на телевизионном небосклоне зажглась не только новая звезда Глеба Пьяных, но еще несколько звезд разной степени яркости или, если угодно, тусклости, которых объединяло одно: все они были вчерашними газетчиками, имевшими очевидные заслуги перед Кремлем по части оправдания действий власти против телеканала.
Люди канала
Но это все — «неюбилейные» заметки. А что про юбилей? Не пересказывать же в очередной раз историю о том, как в один прекрасный майский день 1993 года два тогдашних друга и единомышленника, Олег Добродеев и Евгений Киселев, смутно одолеваемые мыслью о том, что работа на государственном телевидении — это тупик, стали искать встречи с банкиром Владимиром Гусинским, который выделялся среди своих коллег интересом к медиабизнесу, добились этой встречи на удивление легко и быстро и уже в конце того самого дня вышли из кабинета Гусинского на 21-м этаже здания московской мэрии на Новом Арбате в совершенном возбуждении — им было предложено начать работу над созданием нового частного телеканала. Об этом даже и говорить как-то неловко — хотя бы потому, что Олег Борисович Добродеев уже девятый год работает фактически министром российского государственного телевидения, имеет колоссальное влияние на российское телевидение вообще, и в значительной степени благодаря его неустанным трудам оно нынче такое, какое есть. Ему, возможно, неприятны лишние напоминания о своей роли в создании «старого» НТВ, о совместной работе с Гусинским, Киселевым, Малашенко...
Вот о чем, точнее, о ком действительно нужно сказать в день 15-летнего юбилея НТВ. Многие люди участвовали в создании телекомпании. Но без Игоря Малашенко — первого президента НТВ — она не состоялась бы, это точно. Он был, возможно, самым лучшим топ-менеджером в истории современного российского телевидения. В первые месяцы, когда компания только создавалась, он был фактически единственным ее сотрудником, работавшим с утра и до позднего вечера, без праздников и выходных. Он занимался составлением бюджета, бизнес-плана, штатного расписания, приемом людей на работу, закупками техники, арендой помещений, студий и прочая, и прочая...
Те, кто работал на НТВ в самом начале и был вхож в кабинет Малашенко, помнят — на столе у Игоря всегда лежал большой желтый блокнот, что в Америке называется legal pad, в котором размашистым почерком были записаны дела на каждый день. Он методично вычеркивал пункт за пунктом и не уходил с работы, пока все пункты не были вычеркнуты.
Он придумал и внедрил на канале практически все, что с самого начала отличало НТВ от конкурентов.
Малашенко лично занимался закупками фильмов, сериалов, телевизионных программ, ездил на переговоры с «мейджорами» — обладателями прав на телевизионный показ голливудских блокбастеров — в Лондон и на кинорынки в Канны. Когда канал начал выходить на «четвертой кнопке» в январе 1994 года, он сразу потряс воображение зрителей — каждый день на НТВ можно было смотреть первоклассное иностранное кино, которое до этого в основном смотрели на пиратских видеокассетах с чудовищным качеством изображения и перевода.
Малашенко добился того, что сетка вещания НТВ версталась по принципу «часовых линеек», чтобы приучить зрителя к тому, что в начале каждого часа на канале стартует какая-то новая передача, а со временем и газета с программой передач оказалась бы не очень-то и нужна телезрителям, уже наизусть заучившим, когда на НТВ — новости, когда — документальное кино, а когда — сериал. Сегодня так верстается сетка вещания всех телеканалов, и трудно поверить, что когда-то было иначе, сплошь и рядом передачи могли начинаться в 19.20, 20.40 или 21.50.
Те, кто ушел
Точно так же невозможно представить себе, что когда-то на каналах был полный разнобой по части электронной «одежды» программ. Каждый режиссер или продюсер заказывал для своей программы компьютерную графику на собственный вкус, а в результате на экране было ощущение полного хаоса.
НТВ первым стал «одеваться» по-настоящему модно и стильно. Много лет электронную одежду для канала делал Семен Левин, гениальный телевизионный дизайнер, художник-график, который придумал саму концепцию оформления канала в одном стиле, от начала и до конца. Именно он нарисовал знаменитый зеленый шарик НТВ.
Иных уж нет, а те далече...
Нет Семена Левина.
Нет бесподобной Елены Курляндцевой, лучше которой, кажется, никто уже больше никогда не сможет делать репортажи о событиях в мире культуры и искусства.
Нет Алексея Буркова, балагура и весельчака, когда-то создававшего спортивную редакцию НТВ, из которой теперь вырос целый букет спортивных телеканалов.
Нет Ильи Зимина — репортера от бога.
Все они — и ушедшие, и ныне живущие, работающие большей частью на других каналах, — 15 лет назад начали устанавливать планку качества современного российского телевидения на небывалом тогда уровне, который и теперь часто представляется недосягаемым. Вот это — главное.
Но срок жизни телевизионной команды, как срок жизни театральной труппы, отмерен — 10 лет. Он давно позади. Грустить о прошлом не надо. Печально другое — пока не видно будущего. Впрочем, это отдельная тема.

Источник: Евгений Киселев, Телекомпании НТВ — 15 лет ("The New Times", Россия).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments