InoModerator (inomoderator) wrote in inosmi_ru,
InoModerator
inomoderator
inosmi_ru

Categories:
Эффективный менеджер по имени Сталин («Еврейская газета», Германия)

Как трактует прошлое России новый учебник

На всероссийском сборе учителей истории представлен новый учебник для средней школы. Он оправдывает или замалчивает все преступления советского периода, а массовые репрессии называет инструментом модернизации.

Речь идет об учебнике «История России 1900–1945», пишет газета «Время новостей», который предполагается сделать базовым для изучения в российских школах.

Собрание прошло в Москве в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, где и была представлена новая концепция.

На ее основе предполагается выпустить пособие для учителей, затем обсудить его и после этого издать сам учебник в издательстве «Просвещение». Как показывает практика предыдущих лет, концепция ревизии не подлежит.

Главная новость состоит в том, что авторы учебника предлагают оправдать массовые репрессии сталинского периода и считать их результатом объективных обстоятельств и «инструментом развития».

Авторы концепции утверждают: «Важно показать две составляющие этой проблемы. Первая относится к числу объективных факторов. Сопротивление курсу Сталина на форсированную модернизацию и опасения лидера страны утратить контроль над ситуацией было главной причиной „большого террора“. Являясь единственной партией, ВКП (б) была и единственным каналом „обратной связи“ для власти. В итоге под влиянием нараставших оппозиционных настроений в обществе партия становилась питательной средой для формирования различных идейных и политических групп и течений, утрачивала свою монолитность.

Это грозило не только Сталину утратой позиций в руководстве и даже физическим устранением (что наглядно продемонстрировало голосование на XVII съезде ВКП (б)). Это создавало угрозу общей политической дестабилизации».

Из этого следует фундаментальный вывод: «Сталин не знал, от кого именно можно ожидать удара, поэтому с его стороны последовал удар по всем известным группам и течениям, а также по всем, кто не был его безусловным единомышленником и союзником».

Учителям истории авторы нового учебника адресуют следующую рекомендацию: «Таким образом, важно показать, что Сталин действовал в конкретно-исторической ситуации, действовал (как управленец) вполне рационально, как охранитель системы, как последовательный сторонник преобразования страны в индустриальное общество, управляемое из единого центра, как лидер страны, которой в самом ближайшем будущем угрожает большая война».

По мнению авторов новой концепции, «большой рациональный террор» прекратился уже к лету 1938 г. Как только Сталину стало ясно, что монолитная модель общества создана, сразу после этого начался другой госпроект под руководством не менее «эффективного управленца» – Лаврентия Берия. Цитируем: «Террор был поставлен на службу задачам индустриального развития: по разнарядкам НКВД обеспечивались плановые аресты инженеров и специалистов, необходимых для решения оборонных и иных задач на Дальнем Востоке, в Сибири. Террор превращался в прагматичный инструмент решения народно-хозяйственных задач».

В попытке преподнести сталинский террор как рациональный авторы концепции предлагают учителям переосмыслить масштабы репрессий.

Цитируем: «Думается, было бы правильно, если бы здесь появилась формула, в которую будут включены лишь осужденные к смертной казни и расстрелянные лица». Таким образом, учитель истории уйдет от спекуляций, «когда в число жертв репрессий приплюсовывались все, причем не по одному разу (включая тех, кто лишился работы по политическим мотивам, был исключен из комсомола и из партии и т. п.)». Соответственно, люди, умершие в лагерях или во время депортаций, жертвами репрессий не считаются.

Учителям велели отнестись к предлагаемой концепции очень серьезно и «сконцентрировать основное внимание учащихся на объяснении мотивов и логики действий власти».

И еще несколько старых фактов на новый лад:

• СССР никогда не являлся тоталитарным государством.

• Царь Николай II был убежден, что отказ от абсолютной монархии, «ослабление вертикали власти» приведет Россию к катастрофе, «поэтому отвергал все те проекты реформ, которые предполагали хоть в какой-то перспективе изменение этого порядка».

• В конце 1930-х гг. в рамках модернизации в СССР построен не социализм и не капитализм, а индустриальное общество.

• Пакт Молотова – Риббентропа – ответ на Мюнхенское соглашение.

• Ввод советских войск на территорию Польши в 1939 г. – освобождение территорий Украины и Белоруссии. Что касается Прибалтики и Бессарабии, отошедших к СССР в 1940 г., то раньше они входили в состав Российской империи.

• СССР, возможно, и готовил превентивный удар по Германии, но «при этом Сталин полагал, что следует дождаться сосредоточения войск противника для агрессии, тогда это выглядело бы как мера самообороны, однако летом 1941 г. возможностей для таких действий у Сталина еще не было».

• Признавая факт расстрела польских военнопленных в Катыни сотрудниками НКВД (от чего до сих пор открещивается официальная власть), авторы пишут, что «это был не просто вопрос политической целесообразности, но и ответ за гибель многих (десятков) тысяч красноармейцев в польском плену после войны 1920 г., инициатором которой была не Советская Россия, а Польша». Таким образом, в обиход вводится понятие «справедливого» исторического возмездия.

Другие события советского периода истории получили в новом учебнике не менее сенсационную трактовку. Например, массовый голод начала 30-х гг. стал не результатом ограбления дееспособной части крестьянства, а возник из-за погодных условий и незавершенности мероприятий по коллективизации.

Говоря о депортациях народов, авторы учебника ограничиваются рекомендацией отнестись к этой теме с «особой сдержанностью и осторожностью».

Разработчики нового учебника – группа авторов во главе с Александром Филипповым. В прошлом году они представили учебник, описывающий Сталина как «эффективного менеджера».

В этом году они сделали шаг вперед и представили свою трактовку конкретных «менеджерских» усилий

Помимо всего прочего, текст концепции изобилует историческими ошибками. Там, например, содержится пассаж о том, что Россия никогда не уступала по темпам развития другим странам. Как это соотносится, скажем, со статистикой, согласно которой в начале прошлого века Россия занимала 20-е место по развитию железнодорожной сети из 27 стран, проложивших у себя железные дороги?

Утверждается, что Николай II тщательно следил за российскими устоями и не принимал никаких реформ, способных их подорвать. Но реформы Витте стали возможны только благодаря тому, что они были продолжением либеральных проектов, начатых еще министрами Александра III.

Или мысль о том, что в войне с Финляндией Советский Союз одержал победу. 23 тысяч погибших с одной стороны и больше 127 тысяч – с другой – это победа?

В концепции много подобных несуразностей. Они могли бы служить предметом исторической дискуссии. Но есть вещи необсуждаемые, как, например, трактовка голода 1930-х гг., о которой говорилось выше. Все данные свидетельствуют о том, что он был результатом раскулачивания и коллективизации.

Такое впечатление, что последних 15 лет в исторической науке как не бывало.

Но если рассматривать предлагаемую концепцию не с исторической, а с политической точки зрения, логика становится понятна. Это история власти. Люди там служат массовкой, орнаментом, не более того. Главное – власть.

Такая трактовка истории открывает большие перспективы не только для оправдания настоящего, но и создает базу для будущих «рациональных» решений. Речь идет об ущемлении интересов граждан в пользу потребностей государства. Лояльными гражданами предлагается считать только патриотов государства.

Это сознательное выхолащивание идеологии в угоду конкретному лидеру и государственным интересам. В учебнике Филиппова, вызвавшем такой скандал в прошлом году, содержалась фрагментарная констатация самого факта репрессий. Здесь сделан следующий шаг – к их системному оправданию. С людьми, которым с детства внушены такие понятия, можно сделать многое. Известно ведь, что тот, кто контролирует прошлое, контролирует и настоящее.

Источник: М. Т., «Эффективный менеджер по имени Сталин», «Еврейская газета»
__________________________________
Рекомендация: Н.Нарочницкая: Сталин - "хороший менеджер" для России ("Le Monde", Франция),
Сталин сохранил место среди победителей конкурса популярности ("The Wall Street Journal", США)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 168 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →